Что такое саляфия и кто её лидер?
بسم الله الرحمن الرحيم
Что такое саляфия и кто её лидер?
Саляфия — это связь, отношение к саляфам (предшественникам).
Саляфы — это сподвижники Посланника Аллаха ﷺ и те, кто строго последовал за ними, из числа тех, кто жил в трёх почтенных (благородных) веках (1), а также тех, кто был после них. Это и есть саляфия.
Принадлежность к саляфии — это принадлежность к тому, на чём были сподвижники Посланника Аллаха ﷺ, принадлежность к пути приверженцев Хадиса. А приверженцы Хадиса — это приверженцы саляфитского пути (манхаджа), по которому они следуют. И саляфия — это убеждения относительно Имен Аллаха и Его качеств, это убеждения относительно Предопределения, это убеждения относительно сподвижников. Таким образом саляфиты верят в Аллаха, Свят Он и Велик, верят в Его прекрасные Имена и в Его Совершенные (Бесподобные) Качества, которыми Аллах описал Себя, и которыми Его описал Посланник Аллаха ﷺ. Они верят в них должным образом, согласно величию Аллаха, Пречист Он от всяких недостатков, без искажения, без сравнения, без уподобления и отрицания, и без неверного их толкования. Они верят в предопределение как добра так и зла, и в то, что вера раба не будет полноценной, пока он не уверует в судьбу, которую предопределил для своих рабов Аллах, Пречист Он от всяких недостатков. Аллах, Великий и Всемогучий, говорит:
إنا كل شيء خلقناه بقدر
» Поистине, Мы каждую вещь сотворили согласно предопределению»(сура «аль-Къамар», 49)
Что же касается сподвижников, то смысл (саляфитских убеждений относительно них) в том, что — это вера в то, что они сподвижники Посланника Аллаха ﷺ, и что является обязательным просить довольство (Аллаха) для них, а также иметь убеждение в том , что все они являются благочестивыми и благонадежными(2), и что они являются лучшей общиной и лучшим поколением. Также необходимо иметь убеждение в том, что все они являются праведными и благочестивыми (3), вопреки убеждениям шиитов и хариджитов, которые обвиняют сподвижников Посланника Аллаха ﷺ в неверии и не признают их права.
И нет у саляфии лидера, кроме Посланника Аллаха ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ является имамом саляфии и примером для саляфитов. Также и сподвижники Посланника Аллаха ﷺ являются примером для них.
И их опора и основа в этих словах Пророка ﷺ: «Разделились иудеи на семьдесят одно течение, разделились христиане на семьдесят два течения, и разделиться эта община на семьдесят три течения. Все в огне, кроме одной. Тогда они спросили: «Кто они о, посланник Аллаха?» На что он ответил: «Они те, на чём я и мои сподвижники».(4)
Также его (ﷺ) слова в хадисе аль-‘Ирбада ибну Сария, да будет доволен им Аллах, который рассказывая о проповеди Пророка ﷺ, сообщил о том, что он завещал им быть богобоязненными, и сказал: «Я завещаю вам быть богобоязненными, а также послушание и подчинение, даже если повелевать вами будет эфиопский раб». Затем он (ﷺ) приказал следовать его Сунне, и Сунне праведных халифов, ведомых прямым путём, сказав: «Вцепитесь за неё коренными зубами! И остерегайтесь новшеств в делах (религии), ибо поистине всякое новшество — это нововведение, а всякое нововведение — заблуждение».(5)
_________________________________________________________________________________________________
(1) — От переводчика: здесь подразумевается первые три века, поколения: сподвижники (сахабы), их последователи (таби’уны) и последователи последователей (таби’а таби’ины).
(2) — От переводчика: в тексте пришло слово » عدالة » смысл его: это правдивость в жизни и религии, что запрещает её обладателю совершение больших грехов или постоянство в малых. Напротив человек правдивый в религии характеризуется усердием в богобоязненности и порядочности.
(3) — От переводчика: в тексте пришло слово » عدول «, в ед. числе: » عادل » смысл его: тот, кто в большинстве случаев находиться в подчинении Аллаху и правдивости, и чист от ослушания Аллаха.
Сказал Ибн Хаджр в «Исоба»: «Единогласны приверженцы Сунны в том, что все (сподвижники) праведные (عدول) и в этом никто не противоречил им, кроме отклонившихся из числа приверженцев нововведений».
(4) — Привёл этот хадис ат-Тирмизий (2641) от Абдулла ибн ‘Амра, да будет доволен ими Аллах. Шейх аль-Альбани подтвердил в «сохих аль-джами’а» (5343) его хорошую степень (хасан) .
(5) — Привёл этот хадис Абу Дауд (4607), ат-Тирмизий (2676), Ибн Маджа (42). Шейх аль-Альбани подтвердил в «сохих аль-джами’а» (2549) его достоверность (сахих).
Источник: «الفتاوى الجلية عن المناهج الدعوية» Ахмада ан-Наджми, да помилует его Аллах.