1 — Определение очищения (таха́ра), разъяснение его важности и его виды
بسم الله الرحمن الرحيم
1 — Определение очищения (таха́ра), разъяснение его важности
и его виды
По материалам книги «Облегченный фикх»
1 – Важность очищения (таха́ра) и его виды:
Очищение – это ключ к молитве (саля́т) и одно из самых важных ее условий, и необходимо, чтобы условие предшествовало тому, что оно обуславливает.
Очищение (таха́ра) делится на два вида:
Первый вид: Духовное очищение (таха́ра ма’навия) – это очищение сердца от многобожия (ширк), грехов и всего, что его портит.
Этот вид очищения важнее, чем очищение телесное, и невозможно добиться телесного очищения при наличии скверны многобожия (ширк), как сказал Всевышний:
{ إِنَّمَا الْمُشْرِكُونَ نَجَسٌ }
«Воистину, многобожники являются скверной [нечистотами]» («Покаяние» 9: 28).
Второй вид: Ощутимое очищение (таха́ра хиссия).
Ниже следует объяснение этого.
2 – Определение слова «таха́ра» (очищение):
• «Таха́ра» в арабском языке – это очищение и отстранение от загрязнений.
• «Таха́ра» как специальный термин – это устранение осквернения (хадас) и удаление скверны [нечистот] (хабас)[1].
* Под «устранением осквернения (хадас)» подразумевается устранение состояния, которое препятствует совершению молитвы (саля́т).
Если осквернение было большим (хадас акбар), то это состояние устраняется путем омовения водой всего тела, а если осквернение было малым (хадас асгар), то достаточно омыть водой только те части тела, которые характерны для малого омовения (вуду́ъ), имея при этом намерение (ният).
Если же человек не нашел воду или был не в состоянии ей воспользоваться, то тогда он использует то, что заменяет воду, а это земля, делая это таким образом, как было повелено в шариате. Объяснение этого придет в главе об «Очищении землей» (таяммум), если это будет угодно Аллаху.
* Под «удалением скверны [нечистот] (хабас)» подразумевается удаление скверны с тела, одежды и места совершения молитвы.
Ощутимое очищение (таха́ра хиссия) подразделяется на два вида:
1) Очищение от осквернения (таха́ра хадас), которое характерно только для тела.
2) Очищение от скверны [нечистот] (таха́ра хабас), которое затрагивает тело, одежду и место совершения молитвы.
Осквернение (хадас) подразделяется на два вида:
1) Малое осквернение (хадас асгар), при наличии которого становится обязательным совершение малого омовения (вуду́ъ).
2) Большое осквернение (хадас акбар), при наличии которого становится обязательным совершение большого омовения (гусль).
Скверна [нечистоты] (хабас) подразделяется на три вида:
1) Скверна, которую нужно обязательно смывать.
2) Скверна, на которую нужно обязательно побрызгать.
3) Скверна, которую нужно обязательно стереть.
_____________________________________________________[1]Осквернение (хадас) – это состояние тела, которое препятствует совершению молитвы (саля́т) и подобным ей видам поклонения, условием для которых является очищение (таха́ра).
Осквернение (хадас) подразделяется на два вида:
1) Малое осквернение (хадас асгар) – это осквернение, распространяющееся на определенные части тела, которые характерны для малого омовения (вуду́ъ).
Пример малого осквернения: выход мочи и кала из двух путей.
Этот вид осквернения устраняется посредством малого омовения (вуду́ъ).
2) Большое осквернение (хадас акбар) – это осквернение, распространяющееся на все тело.
Пример большого осквернения: половое осквернение (джана́ба).
Этот вид осквернения устраняется посредством полного омовения всего тела (гусль).
Исходя из вышеупомянутого, очищение (таха́ра) от осквернения (хадас) подразделяется на два вида:
1) Большое очищение (таха́ра кубра) – это большое [полное] омовение (гусль).
2) Малое очищение (таха́ра сугра) – это малое омовение (вуду́ъ).
Если не представляется возможным совершить одно из видов очищений, то их заменяет очищение землей (таяммум). См.: «аш-Шарх аль-мумти’» (1/19), «аль-Фикх аль-ислями уа адиллятуху» (1/237-239).
Хабас – это тоже самое что и наджа́са [нечистоты, скверна]. Далее будет упомянуто разъяснение этого, если это будет угодно Аллаху.
الحمد لله رب العالمين والصلاة والسلام على محمد وعلى آله وصحبه أجمعين
© «Пророческий путь»